15 ноября / 2020

Государственная система «Платон»: итоги пяти лет работы

Сегодня исполняется пять лет с момента запуска в России государственной системы «Платон». Взимание «покилометровой» платы с российских и иностранных грузоперевозчиков и логистических компаний, чьи «12-тонники» перевозят грузы по федеральным трассам, обеспечила дополнительное финансирование строительства, капитального ремонта и соответствующего повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений, а также сбор фактической статистики и роста «прозрачности» рынка грузоперевозок.

Эффективность «Платона» — дороги и мосты

Все поступления с 2020-го по 2022 годы от «Платона» Росавтодор направляет на капитальный ремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс, которые расширят с двух до четырех полос движения. С учетом запланированных работ общий объем отремонтированных дорог за счет средств госсистемы за время работы увеличится до 3,3 тыс. км, количество мостовых сооружений превысит 130.

Капремонт с увеличением до четырех полос движения будет выполнен на 44 участках федеральных автодорог общей протяженностью 600 км, проходящих по территориям 23 регионов страны. Так, на трассах Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск и Р-351 Екатеринбург – Тюмень будет отремонтировано по 80 км, на автодорогах Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике и на Р-256 «Чуйский тракт» — по 30 км, и свыше 20 км на трассах Р-242 Пермь — Екатеринбург и Р-255 «Сибирь». Общая стоимость работ составит 79,3 млрд рублей.

Общая протяженность капитально ремонтируемых мостовых сооружений превышает 6 км, они располагаются на федеральных трассах в 44 регионах страны. На магистралях Дальнего Востока будут восстановлены 25 мостов, на Северном Кавказе и Юге – 17 путепроводов, в Центральном федеральном округе, Сибири, Приволжье, на Северо-Западе и Урале – более чем по 10 мостов в каждом округе.  Среди крупнейших – мост через реку Ока на старом направлении трассы «Дон» в Московской области (617 м), мост через реку Зун-Мурино на трассе А-333 в Бурятии (228 м), мост через реку Кабарга на трассе А-370 «Уссури» в Приморском крае (222 м) и мост через реку Вуокса на трассе А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области (205 м). Общая стоимость капремонта мостовых сооружений — 18,3 млрд рублей.

Капитальный ремонт мостовых сооружений и расширение дорог повышает безопасность движения в первую очередь для большегрузного транспорта, миллионов автомобилистов и грузоперевозчиков. Средняя интенсивность движения по выбранным трассам превышает 10 тысяч автомобилей в сутки, а по некоторым превышает 25 тысяч машин.

Ранее за счет дополнительного финансирования от «Платона» были построены и отремонтированы более 2 000 км проблемных дорог в 40 городах и регионах, 700 км федеральных трасс на выбранных грузоперевозчиками участках 10 автодорог и 31 мост в 20 субъектах РФ. Среди крупнейших дорожных объектов – Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Затонский мост в Уфе, Белореченский мост в Краснодарском крае, мост через Волгу в подмосковной Дубне, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, Свердловский мост в Пензе, мост через Терек в Чеченской Республике, а также важные переправы в Бурятии и Удмуртии. На сайте системы «Платон» разработан специальный раздел об отремонтированных мостах и автотрассах — dorogi.platon.ru

Распределение средств осуществляется с учетом мнения грузоперевозчиков на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» — dorogi-onf.ru. Минтранс России и Общероссийский народный фронт призывают перевозчиков отмечать убитые дороги с целью повышения эффективности формирования планов ремонта на федеральных и региональных дорогах.

Дорожный фонд пополняют законопослушные грузоперевозчики и нарушители

Ежедневно все собранные средства перечисляются в полном объеме в дорожный фонд России, который за время работы госсистемы «Платон» пополнился почти на 130 млрд руб., из них более 6,6 млрд руб. – взысканные Ространснадзором штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей.

За минувший год поступления достигли 32 млрд руб., что почти вдвое выше собранных средств за первый год работы системы.  По итогам пяти лет 88% от внесенной платы приходится на российские логистические компании, 12% — на иностранные.

Доля от общих поступлений выше в тех федеральных округах, где зарегистрировано большее количество грузовиков и протяженность федеральных трасс.

Распределение собранных средств по федеральным округам

Центральный 40%
 Приволжский 20%
Северо-Западный 15%
Южный и Северо-Кавказский 10%
Уральский 7%
Сибирский 6%
Дальневосточный 2%

Объем рынка грузоперевозок

Более 606 тысяч российских и иностранных грузоперевозчиков зарегистрировали 1,4 млн транспортных средств. Среди владельцев большегрузов 69% — физические лица, 23% — юрлица и 8% — индивидуальные предприниматели.

Московская область занимает первое место по количеству грузовиков и логистических компаний в системе «Платон» среди всех регионов России. В целом на Центральный федеральный округ приходится треть всех российских грузоперевозчиков (115,5 тысяч компаний и предпринимателей) и транспортных средств (315 тысяч).

ТОП-10 регионов по регистрации грузовиков

Московская область 86 681
Москва 65 837
Краснодарский край 56 073
Татарстан 50 707
Санкт-Петербург 48 319
ХМАО — Югра 34 899
Ростовская область 34 529
Самарская область 25 432
Свердловская область 25 374
Нижегородская область 22 845

ТОП-10 регионов по регистрации грузоперевозчиков

Московская область 29 321
Краснодарский край 26 102
Москва 16 703
Ростовская область 15 829
Санкт-Петербург 14 514
Республика Татарстан 14 472
Республика Дагестан 12 849
Свердловская область 10 357
Ставропольский край 9 617
Челябинская область 8        844

Прирост регистрации за минувший год составил 80 тыс. грузовиков, из которых по 17 тыс. приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа, более 11 тыс. – на Урал, по 9 тыс. – на Сибирь и Северо-Западный федеральных округ. Среди регионов в лидерах по увеличению регистрации за год – Санкт-Петербург, Татарстан и Московская область.

ТОП-10 регионов по росту регистрации грузовиков (за период с 15 ноября 2019 до 15 ноября 2020)

Санкт-Петербург 6500
Татарстан 5532
Московская область 4835
Челябинская область 3447
Краснодарский край 2746
Свердловская область 2485
ХМАО — Югра 2397
Москва 2346
Ростовская область 1970
Красноярский край 1849

В системе «Платон» зарегистрировано более 330 тысяч большегрузов, владельцами которых являются иностранные грузоперевозчики из 101 страны мира. В лидерах – Казахстан, Беларусь и Украина.

ТОП-10 стран-нерезидентов по количеству грузовиков

Казахстан 53 227
Беларусь 41 756
Украина 35 636
Польша 27 008
Узбекистан 23 410
Киргизия 17 344
Литва 17 185
Турция 14 921
Молдавия 10 333
Латвия 8        448

Порядка 60% грузовиков в системе – транспортные средства иностранных марок. При этом больше всего зарегистрировано КАМАЗов, на них приходится треть от всего автопарка «Платона».

ТОП-10 по маркам зарегистрированных грузовиков

КАМАЗ 30%
VOLVO 12%
DAF 10%
MAN 9%
SCANIA 8%
МАЗ 8%
MERCEDES 7%
RENAULT 4%
IVECO 2%
УРАЛ 2%

Индекс "Платона": от загруженности дорог до оценки влияния пандемии

Юридически значимые данные, поступающие с 500 рамок и 100 специальных автомобилей контроля, бортовых устройств и маршрутных карт, позволяют анализировать целый ряд параметров. В частности, на основе этой информации рассчитывается интенсивность грузоперевозок по дням недели и определяются самые загруженные федеральные трассы, что позволяет более точно планировать ремонт и расширение дорог и отдельных участков магистралей.

Интенсивность пробега грузовиков по дням недели

понедельник 13,5%
вторник 14,5%
среда 15,0%
четверг 14,9%
пятница 15,3%
суббота 13,9%
воскресенье 12,9%

 

ТОП-10 загруженных федеральных трасс (доля по количеству грузовиков)

М-5 «Урал» 6,5%
М-7 «Волга» 5,7%
А-107 «Московское малое кольцо» 5,0%
А-108 «Московское большое кольцо» 4,7%
М-4 «Дон» 3,6%
М-2 «Крым» 3,5%
М-10 «Россия» 3,4%
М-1 «Беларусь» 2,8%
М-3 «Украина» 2,6%
М-8 «Холмогоры» 2,6%

В период пандемии коронавируса Правительство РФ, Минтранс России и Минэкономразвития анализировали экономическую активность грузоперевозчиков на основе данных госсистемы. Для этого ежедневно формируется индекс «Платона» — соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019. Спад в апреле составил -19,8%, по итогам октября разница пробега сократилась до -0,9%, а в первые две недели ноября общий километраж грузовиков превысил значения прошлого года на 2%. При этом логисты (сборные грузы), ритейл, перевозчики из строительной, перерабатывающей отраслей и сельскохозяйственной отраслей — в лидерах по росту пробега, начиная с июля.

Развитие цифровой инфраструктуры

По решению Правительства РФ до 2025 года порядка 20 тыс. км региональных дорог станут федеральными, что увеличит их протяженность почти на 40%. Равный контроль и мониторинг на переданных магистралях обеспечат 155 дополнительных рамных конструкций и запуск 30 автомобилей контроля. Помимо этого, оператор системы «Платон» разработал и успешно протестировал новое решение для машин контроля. Их сканеры и камеры фотофиксации позволяют одновременно выявлять нарушителей в обоих направлениях движения, захватывать потоки с большим количеством полос. Такая технология отвечает запросам грузоперевозчиков, которые требуют усилить контроль за нарушителями, закрывающими номера грузовиков.

Безостановочное обслуживание пользователей

В период пандемии коронавируса более 130 центров обслуживания «Платона» не останавливали работу во всех регионах, соблюдая санитарно-эпидемиологические требования. Сотрудники обеспечивали помогали регистрироваться и оформлять маршрутные карты всем пользователям. При этом изначально все сервисы системы «Платон» доступны в режиме онлайн — через личный кабинет на сайте, мобильное приложение и сеть терминалов самообслуживания.

За время работы оператор системы «РТ-Инвест Транспортные Системы» выдал грузоперевозчикам более 2,2 млн бортовых устройств. Владельцы грузовиков оформили свыше 24,6 млн маршрутных карт, почти 40% из которых приходится на зарубежных перевозчиков. Самая длинная маршрутная карта была оформлена на маршрут в 16,7 тыс. км из Орловской области до Комсомольска-на-Амуре и обратно.

Прогнозируемое изменение тарифа

Сегодня размер платы за федеральные трассы — 2,20 руб./км. Информирование о его ежегодной индексации на уровень инфляции учитывает требование грузоперевозчиков о предсказуемости тарифа. Росавтодор в июле этого года опубликовал на своём официальном сайте прогнозируемый размер платы — 2,31 руб./км. При этом фактический тариф будет размещен на сайте Федерального дорожного агентства в период с 10 по 20 января 2021 года, после публикации Росстатом индекса потребительских цен за 2020 год. Такой порядок принят Минтрансом России по итогам обсуждений с представителями ассоциаций грузоперевозчиков и грузоотправителей, а также с руководителями логистических компаний и закреплен постановлением Правительства РФ от 29 июня 2019 г. № 843.

Скачать DOCX