21 ноября / 2018

Участники конференции «Цифровой транспорт и логистика» обсудили концепцию единой цифровой платформы транспортного комплекса Российской Федерации

Цифровизация всех видов транспорта, контроль перевозок, транзитный потенциал, телематические модули, единая доверенная среда, блокчейн и безопасность стали предметом обсуждения на отраслевой конференции «Цифровой транспорт и логистика».
Мероприятие, организованное ассоциацией ЦТЛ, состоялось в Москве в рамках ХII Международного форума и выставки «Транспорт России 2018». В нем приняли участие представители Минтранса России, Аналитического центра при Правительстве РФ, РЖД, ЗащитаИнфоТранс, РТ-Инвест Транспортные Системы, представители бизнеса и эксперты в области автомобильного городского и пассажирского транспорта.

Открыл дискуссию заместитель министра транспорта России Алексей Семёнов. Он сообщил о готовности ведомства создать условия для бизнеса.

«Мы должны создать для вас ту самую инфраструктурную и регуляторную часть, чтобы вы могли реализовывать свои планы по внедрению цифровых технологий, которые должны обеспечить повышение производительности транспортной системы и безопасности, в том числе на существующей инфраструктуре».

Как сообщил директор по развитию АНО «Цифровая экономика» Павел Анисимов, ключевой вопрос формирования единой архитектуры цифровой экономики страны состоит в «координации и взаимоувязке на уровне инициатив, мероприятий и людей с одной стороны, и на уровне данных - их агрегации, взаимообмена и обогащении, с другой стороны. Новая экономика данных лежит не внутри отрасли, а по её границам, по соприкосновению со смежными отраслями. Сервисы, которые реализует транспорт, на самом деле потребляются смежными отраслями».

Директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин обобщил имеющийся опыт внедрения цифровых решений в железнодорожную отрасль и сформулировал ключевые стандарты для создания единой цифровой платформы.

«Цифровая платформа транспортного комплекса России должна строиться на открытости, общей идеологии и архитектуре данных, - считает Евгений Чаркин. Мы должны очень четко понимать, какие данные, кому мы их передаем, качество этих данных, и кто с ними работает. Это важнейший момент не только информационной безопасности, но в целом устойчивости транспортного комплекса».

Директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Антон Замков обозначил точки роста выбранного направления.

«Экономика данных невозможна без их унификации, объединения, взаимного обобщения и так далее, - сообщил Антон Замков. Сейчас огромные объемы данных используются исключительно самими компаниями и никаким образом между собой не интегрированы. Только госсистема «Платон» за три года работы накопила 20 петабайт информации о передвижении 12-тонников. Для того, чтобы говорить о мультимодальности и цифровых коридорах, мы должны говорить о данных – только объединение данных и взаимная их передача являются основой нашего реформирования. Мы планируем создать такую нормативно-регуляторную среду, технологии и процесс обмена данными, которые позволят разным видам транспорта обеспечивать бизнес-задачи для клиентов. Это даст рынку возможность работать и зарабатывать».

Заместитель руководителя проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве РФ Максим Галл отметил, что транспортная сфера проявила себя как наиболее динамичная отрасль в части цифровой трансформации экономики. Он также обратил внимание на важность интеграции России в международное транспортное пространство.

«Рассматривать трансформацию как решение локальных задач – это тормозящий фактор. Сейчас принципиально важно сосредоточиться на проработке и развитии вопросов цифровой трансформации, которая проводится внутри Российской Федерации, на сопредельные государства и союзы. Один из основных вызовов здесь – нормативно-регуляторный. Большинство стран, с которыми мы сотрудничаем, ушли от понятия документа, все идет к обмену юридически значимыми данными. Это, на наш взгляд, даст большой рывок в развитии, увеличит темпы, сократит издержки и позволит максимально быстро интегрироваться в международное пространство, заняв при этом лидирующую позицию», - сообщил Максим Галл.

На конференции участники затронули вопрос защищенности данных и формирования единой доверенной среды. Об этом рассказал заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Виктор Парахин.

«Мы внимательно изучили процессы, которые происходят сейчас на транспорте в части цифровизации, и пришли к мнению, что цифровая платформа транспортного комплекса – это государственная часть этого единого цифрового пространства. Государственный сегмент возьмет на себя формирование стандартов единой цифровой среды доверия, станет единым окном цифровых и информационных услуг между участниками транспортного рынка и государственными органами власти, будет единым банком данных о транспортной инфраструктуре, обеспечит контроль качества транспортных услуг, реализует социально-значимые цифровые сервисы, создаст основу цифрового обеспечения безопасности населения на транспорте», - отметил Виктор Парахин.

Цифровое пространство транспортного комплекса России будет включать в себя мультимодальные грузовые перевозки, прямые смешанные пассажирские перевозки, управление цифровой транспортной инфраструктурой, интеграцию в мировое транспортное пространство, функциональную и транспортную безопасность, экологическую парадигму, и беспилотный транспорт. В настоящий момент цифровая трансформация отрасли направлена на управление инфраструктурой, трансграничное взаимодействие, надежность и безопасность, экологию и метеорологию, а также на комплексное развитие грузовых и пассажирских перевозок.

Генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани отметил значимость объединения регуляторов, значимых участников и коммерческих структур в Ассоциацию, а также нехватку IT-специалистов в транспортной сфере. По его мнению, высокопрофессиональные математики и программисты позволят участникам рынка выйти на новые стандарты взаимоотношений и создание доверительных платформ.

В рамках конференции участники дискуссии поделились конкретными примерами использования цифровых технологий на транспорте. Генеральный директор Инновационного центра гражданской авиации Рано Джураева, генеральный директор ПАО «ТрансКонтейнер» Вячеслав Сараев и руководитель представительства Объединения «Порт Гамбург Маркетинг е. В.» в РФ Наталия Капкаева рассказали об опыте применения электронного документооборота в авиа, жд и морских перевозках. Директор департамента конкурентной политики ГК «Автодор» Александр Соколов рассказал о технологиях, применяемых на автомобильных дорогах.

Председатель совета директоров ООО «Научно-производственное предприятие «Цифровые радиотехнические системы» Михаил Велькович призвал участников ассоциации ЦТЛ объединить ресурсы всех транспортных компаний для совместного использования уже существующей инфраструктуры.
Игорь Каширин, генеральный директор ООО «Глосав», указал на особенность внедрения цифровых технологий в отрасли: «На самом деле рынок с одной стороны настолько большой и емкий, но с другой стороны, с точки зрения цифровизации на транспорте, – очень узкий».

Подводя итог, Антон Замков заверил участников конференции, что ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» объединит существующие цифровые сервисы транспортного комплекса в единое доверенное пространство. 

Скачать DOCX