21 ноября / 2018

Использование системы «Платон» позволит государству создать единую платформу мониторинга пассажирских автобусов

Значение транспортной телематики и сферы ее применения на автотранспорте, опыт телематических устройств, а также темы, связанные с развитием современных технологий ГЛОНАСС и тахографического контроля, стали предметом обсуждения на отраслевой конференции «Телематика на автотранспорте. Настоящее и будущее».

Мероприятие, организованное Агентством автомобильного транспорта, состоялось 21 ноября в Москве в рамках ХII Международного форума и выставки «Транспорт России 2018». В нем приняли участие представители Минтранса России, Ространснадзора, АО «ГЛОНАСС», РСА, представители бизнеса, эксперты в области автомобильного городского и пассажирского транспорта, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Модератором конференции выступил член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Андрей Ионин. Открывая дискуссию, он обратил внимание на динамику трансформации бортовых систем и их влияние на эффективность управления автотранспортными средствами: «Рынок телематики, особенно в России, очень молодой. За последние годы он изменился до неузнаваемости – стал доступнее, цены навигационно-связного бортового оборудования значительно снизились. Во всем оборудовании появился ГЛОНАСС. Доступной стала и мобильная связь, передача огромных данных за меньшие деньги».

В настоящее время существуют технические устройства, устанавливаемые на транспортные средства: аппаратура спутниковой навигации, устройство вызова экстренных оперативных служб, тахограф, бортовое устройство «ПЛАТОН». Указанные устройства осуществляют разные функции в зависимости от целей и задач, устанавливаемых теми или иными нормативными правовыми актами. Все эти устройства формируют навигационные сигналы и осуществляют передачу, прием, обработку и хранение навигационной информации, отражающей координатно-временные параметры движения транспортных средств.

Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко, говоря о тенденциях автоматизации в управлении транспортными средствами и дорожным движением в целом, упомянул о существующих проблемах дорожных заторов и происшествий, а также о потребностях государства и общества в вопросах безопасности дорожного движения.

Генеральный директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилл Поляков поделился опытом внедрения телематических устройств на автомобильном транспорте в период проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу 2018 года. «Учитывая положительный опыт применения в рамках обесечения безопасности Чемпионата мира бортовых устройств систем ГЛОНАСС и «Платон», считаю целесообразным применение апробированных подходов к решению задачи контроля пассажирских перевозок в масштабах всей страны», - сообщил Кирилл Поляков. Также он рассказал о программном комплексе «Специальный ресурс», который был запущен сотрудниками АНО «Транспортная дирекция -2018» для подачи уведомлений о планируемом въезде в города-организаторы Чемпионата мира для автобусов.

«Использование системы «Платон» позволит государству создать единую платформу мониторинга пассажирских автобусов в оперативном порядке», - рассказал генеральный директор компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков. По его словам, для выполнения этой задачи есть действующая инфраструктура федерального охвата: рамки и машины контроля, единый центр фиксации нарушений Ространснадзора и центр обработки данных. «Также к одному бортовому устройству возможно подключение дополнительных модулей. Это мобильное устройство продажи билетов, что сделает рынок прозрачнее за счет исключения наличных платежей, а также датчик пассажиропотока, видеорегистраторы для контроля безопасности пассажиров и онлайн тахограф, чтобы все водители соблюдали нормы по режиму труда и отдыха», - отметил Антон Замков.

Мониторинг пассажирских перевозок с помощью системы «Платон» доказал свою эффективность, когда бортовыми устройствами были оборудованы 1500 иностранных автобусов с болельщиками Чемпионата мира по футболу 2018 года. Нажатием одной кнопки водитель передавал сигнал экстренным службам при возникновении чрезвычайных ситуаций в пути, а аппаратура спутниковой навигации передавала точное местонахождение и все маршруты автобусов.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов пояснил, что на сегодняшний день зафиксировано 236 сайтов, связанных с организацией нелегальных пассажирских автоперевозок только из Москвы.

«В октябре 2018 года, например, проведён анализ одного из популярных сайтов бронирования, в ходе которого выявлено 786 направлений междугородних автобусов, работающих нелегально. Проблема состоит в том, чтобы «отделить» легальных перевозчиков от нелегальных, прибегающих к использованию тех же сайтов. Мы предлагаем Минтрансу разработать не только цифровую систему мониторинга, но и создать портал, на котором пассажиры всех видов транспорта могли бы оставлять свои жалобы и замечания, а эту информацию проверяли контролирующие органы в оперативном режиме. В настоящее время все подобные информационные каналы разобщены и по сути отсутсвует системный общественный контроль за данной сферой, наша задача привести эту информацию «к общему знаменателю», - пояснил Илья Зотов.

Генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных представил анализ существующей нормативно-правовой базы в сфере развития систем тахографического контроля в Российской Федерации. Главной целью системы тахографического контроля является повышение безопасности дорожного движения и снижение аварийности за счет обеспечения соблюдения водителями установленных режимов труда и отдыха и скоростного режима посредством объективного контроля. К настоящему времени в России тахографами оснащено более 728 000 транспортных средств, создана инфраструктура из более чем 1280 мастерских по установке и техническому обслуживанию тахографов на всей территории Российской Федерации. На сегодняшний день тахографами оснащено немногим более 35% транспортных средств, подлежащих оснащению. Тем не менее, анализируя статистику ГИБДД, уже можно констатировать факт снижения в 2017 г. количества ДТП с участием грузовиков, оснащенных тахографами, на 4,5%, количество ДТП с участием автобусов, оснащенных тахографом, сократилось на 3,2%.

В целях развития системы тахографического контроля Минтрансом России предложена ее цифровая трансформация и внедрение тахографов с функцией автоматической передачи данных о нарушениях водителями времени управления транспортным средством и отдыха, а также ограничений скорости их движения в контрольно-надзорные органы и органы исполнительной власти. Подготовлен и установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в части использования данных, получаемых с помощью тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями)», предусматривающий поэтапное оснащение транспортных средств онлайн-тахографом с функцией автоматической передачи данных посредством инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС».

«Соблюдение режима труда и отдыха водителями – это ключевой фактор в безопасности автоперевозок. В рамках развития телематики Российская система тахографии готова к переходу на он-лайн режим», - пояснил Алексей Двойных.

В свою очередь, заместитель начальника управления РСА по методологии урегулирования убытков Андрей Маклецов в докладе об информационных схемах и решениях для страховой телематики обозначил перспективы применения бортового телематического оборудования для автоматической фиксации данных о ДТП, которые могут быть использованы для урегулирования страховых случаев по ОСАГО, привел примеры данных о ДТП, рассказал о возможностях применения мобильных устройств как альтернативе бортовым устройствам.

Заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ, д.т.н. профессор Султан Владимирович Жанказиев подвел итоги секции: «Все описанные в ходе секции технологии укладываются в концепцию научно-технического развития транспортной системы. В то же время, необходимо заглянуть «за горизонт» и понять, к чему все эти новые технологии должны привести. Новые перспективные транспортные системы помимо перехода на технологию Mobility-as-a-Service (MaaS) должны обязательно использовать элементы коммерциализации всех видов удовлетворения транспортного спроса, и все большее количество транспортных задач будет рассматриваться как сервисы, которые необходимо оплачивать. Качество и содержание этих сервисов будет зависеть не только от тех, кто эти сервисы предоставляет, но и от пользователей. В транспортных системах будущего, где будут использоваться автомобили различной степени автоматизации, переход не сервисную модель означает, что люди должны будут существенно пересмотреть свои права на дороге, а разговор о том, что «в моем автомобиле меня никто не трогает» постепенно будет уходить в прошлое».

В своем докладе об основных направлениях стимулирования развития инфраструктуры для инновационного транспорта Султан Жанказиев также предположил, что после 2020 года большинство транспортных средств можно будет отнести к понятию коммерческих. Так, например, пересаживаясь с личного автомобиля на автомобиль, взятый в аренду, человек делает выбор в пользу коммерческой услуги по своему передвижению. Доля коммерческого транспорта и сервисов в транспортных задачах будет расти, при этом добросовестность, добропорядочность граждан и их поведение на дороге также будет учитываться в тарифах на предоставление данных сервисов. Таким образом, развитие техники и технологий должно лечь в основу стратегических проектов развития перспективных транспортных систем России.

Скачать DOCX